|

Анастасия Барадачева: «Умение выигрывать, проигрывать, добиваться своего — ценности Фестиваля»

Любой профессиональный спорт – история про спортивный результат, а процесс в нем важен лишь в том случае, если он его приносит. Фестиваль адаптивного хоккея – в первую очередь детский и любительский, от слова «Любить». Наша задача — сделать так, чтобы ребенок любил хоккей. Да, у нас тоже есть амбиции открыть несколько «звезд», мы неимоверно гордимся ребятами, которые пополняют взрослые клубы и у них есть шанс на профессиональную карьеру. Но давайте честно признаемся — для 90% наших «особенных» игроков хоккей навсегда останется частью жизни, но не связанной с профессией спортсмена. Да и у потенциальных «профи» эти шансы значительно уменьшаются, если с раннего возраста каждую тренировку и каждый турнир от него требуют побед и результата за всю команду — за несколько лет в организме и психологическом развитии ребенка происходит миллион вещей, которые при таком подходе могут помешать ему стать профессионалом.

В нашем сообществе много говорят о пользе, которую приносят занятия хоккеем, но на практике мы часто сталкиваемся с тем, что во время соревнований эти ценности и убеждения почему-то уходят на второй план. Любой тренер хочет, чтобы его команда побеждала, а ведь, на самом деле, в любом детском спорте важны не командные победы, а развитие каждого игрока в отдельности. У юных спортсменов часто что-то не получается — это нормально. Чтобы ребёнок не разочаровался в себе, тренер никогда не сравнивает его с другими детьми. Он подбирает упражнения так, чтобы во время игры ребёнок усвоил элемент, и обязательно хвалят за успехи. Так дети видят, что всему можно научиться, если проявить настойчивость. И мы очень ценим и гордимся теми тренерами, которые все время учатся – прежде всего терпению и внимательности к детям, пытаются найти те самые подходы, которые лучше для каждого конкретного игрока, и… умеют ждать их прогресса. Задача тренера – развить у ребят те навыки, которые помогут им жить так, как они хотят. И мы считаем, что это развитие как минимум не менее важно, чем любые спортивные успехи, а может даже и больше. Спортивная карьера будет у единиц, а качества и навыки останутся у всех, навсегда и будут помогать им, чем бы они ни стали заниматься, когда вырастут.

Иногда взрослые начинают требовать от детей достижений, основываясь на какой-то своей, личной мотивации, например финансовой – и когда тренеру обещают неплохие поощрения за победу их подопечных, дети в данной ситуации невольно становятся заложниками и при отсутствии нужного результата испытывают на себе прессинг. А даже в стремлении к победе ребенок должен ориентироваться на собственную цель, понятную и важную именно для него самого. Не важно, проиграла команда или выиграла, главный вопрос: хорошо ли сыграл ты? Если ты хорошо сыграл, то какая разница, какой счет? Поэтому родителям важно спрашивать ребенка не выиграл он или проиграл, а КАК он сыграл. И тогда дети очень сильно меняются. Они видят, что да — ребенок рядом может обыграть пятерых и забить, но сейчас я не дал забить, и ко мне все подбегают и радуются за меня. Когда кто-то другой забил, мы радуемся за него, мы одна команда. Ни в коем случае никто не скажет ничего плохого, если ребенок ошибся. Не критиковать детей за ошибки, критиковать за отсутствие попытки. Ошибиться может любой — важно работать не только над хоккейными навыками, но и над тем, как относиться к личным, а также командным успехам и неудачам.

На самом деле это очень простая и понятная мысль для ребенка, если ее объяснять через демонстрацию преимуществ работы в команде. Тогда дети очень быстро понимают принцип win-win, а через него и через дружбу с уважением выстраиваются еще и эмоциональные связи в команде. Детям это дается быстрее и проще, чем взрослым, в том числе потому, что у них еще нет такой яркой внутренней конкуренции (если ее опять же не насаждают взрослые). И конечно, это очень сильно меняет наших «особенных» ребят, которые вне хоккея, в обычной жизни, почти лишены возможностей научиться командному взаимодействию. Но получив этот навык, они получают возможность применять его везде. И очень круто слушать, как они рассказывают на тренировках какие-то случаи из школьной жизни или про ситуации с друзьями, когда они изменили свою модель поведения и добились успеха. Важно замечать и это, а не только счет на табло!

А еще в адаптивном хоккее, в отличие от «классики», очень разношерстные команды – вместе занимаются дети от 7 до 20 лет, мальчики и девочки, физически крепкие и ребята, которые без помощи волонтера принимать участие в игре не могут. В этом сезоне наш тренерский совет разработал новую систему, которая впервые будет внедрена на предстоящем Фестивале. Согласно ей, каждому ребенку в зависимости от его уровня физических возможностей, присвоен определенный класс. В соответствии с количеством игроков определенного класса, команда попадет в один из дивизионов. Это позволит создать наиболее равные условия для игр, исключить заведомо предсказуемые результаты и разгромные счета на табло, а в перспективе вернуть Фестивалю медали и тот самый заветный — Кубок Фырка!

Анастасия Барадачева: "Умение выигрывать, проигрывать, добиваться своего - ценности Фестиваля"

Информационный материал создан в рамках проекта «Школа адаптивного хоккея» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Похожие записи