|

Владимир Тернавский: «Судья должен обеспечить безопасность игроков»

В минувшие выходные завершилась третья «Школа судей», Федерация адаптивного хоккея «выпустила» новых специалистов, которые могут работать арбитрами на матчах детских команд. Главный судья Фестивалей по адаптивному хоккею и преподаватель Школы Владимир Тернавский рассказал о процессе и результатах обучения, поделился, какими качествами должен обладать судья в адаптивном спорте, и даже описал историю создания собственной детской команды по следж-хоккею.

-Недавно закончилась «Школа судей». Насколько эффективна она была для арбитров?

После её завершения у меня много положительных эмоций. Думаю, «Школа судей» открывает для арбитров новые горизонты, посвящает их в основы каждого направления. Судьи получают возможность применить свои знания в работе на матчах по адаптивному хоккею. Пообщавшись с коллегами, которые имели опыт работы в «большом» хоккее, я услышал, что для них буквально открылась новая страница. Их очень заинтересовала работа в адаптивном спорте. Так что, думаю, мы не зря все это делаем. Даже если человек — судья с опытом, ему трудно выходить и сразу же применять свои знания. А на «Школе» арбитры получают возможность попрактиковаться вместе с нами, задать вопросы, уточнить какие-то моменты. Это обучение было уже третьим. Нам удалось собрать большой объем информации, которую мы теперь собираемся обрабатывать и создавать новые материалы.

-Из каких блоков состоит обучение в «Школе судей»?

На всех судейских сборах есть традиция — поприветствовать друг друга. Это дает нам понимание, что человек из себя представляет в профессиональном плане, что он хочет приобрести по ходу обучения. Далее мы работаем по блокам. Самый большой, конечно, следж-хоккей, также говорим о хоккее для незрячих и о специальном хоккее. Сразу после теоретической части мы организуем практику, чтобы у арбитров была возможность применить полученные знания. Кроме того, мы стараемся подвести «Школу судей» под какой-то турнир, чтобы у арбитров сразу была практика. Это тоже, как мне кажется, огромный плюс. Например, эта «Школа» была в одно время с турниром в Одинцово. Так что ребята начали сразу работать. После каждого дня мы собираемся, обсуждаем, что получилось, что нет, я даю рекомендации.

<strong>Владимир Тернавский: «Судья должен обеспечить безопасность игроков»</strong>
Школа судей 2022

-Раньше не было «Школы судей» и арбитры работали по наитию. Как вам кажется, что изменилось сейчас, когда у судей появилась возможность обучаться?

Раньше и следж-хоккей был только «большой». К нам приезжали профессионалы: игроки, тренеры, представители Паралимпийского комитета — все те, кто принимал участие в международных стартах. Они рассказывали, как можно, а как нельзя. На этом все. Сейчас, конечно, мы работаем с арбитрами углубленно. Я делюсь своим личным опытом: иногда положительным, иногда горьким. Благодаря этому у них достаточно быстро все начинает получаться. Присутствует в наших занятиях и элемент дискуссии. Я моделирую какую-то ситуацию, которая может произойти на льду, а они предлагают разные варианты ее решения. Мы обсуждаем их все и приходим к общему знаменателю. Это необходимо, поскольку в переводных материалах, с которыми мы работаем, некоторых моментов нет. В итоге, даже если турниры будут проходить в разных регионах, решения судьи на площадке будут принимать одинаковые. Поскольку все мы общаемся и стараемся действовать в едином ключе.

-Насколько, по вашему мнению, важно правильное судейство в детском адаптивном спорте?

Очень важно! Судья должен обеспечить безопасность. Ведь у нас история не про голы, очки, секунды. Конечно, спортивная составляющая присутствует, но на первом месте общение и социализация детей. Был печальный опыт, когда я впервые принимал участие в Фестивале в качестве главного арбитра. Турнир проходил в Сочи и тогда ребенок получил травму во время матча. Слава богу, сейчас все хорошо, и он продолжает заниматься. Как бы то ни было, без ошибок не бывает. Здесь так же, как в школе: нельзя отучиться 11 лет и ни разу не получить плохую отметку. Все приходит с опытом. Тот случай мы проанализировали: теперь судьи сразу обращают внимание на агрессивные действия игрока, подъезжают к нему, общаются. Итог — крайний Фестиваль прошел без травм. И, на мой взгляд, это главное. По своему опыту могу сказать, что особенные детки дольше и тяжелее восстанавливаются. Поэтому наш приоритет — обеспечить безопасность игроков. Эту же цель преследует и регламент турниров. Для Федерации получение травм игроками — это плохая репутация. Родители будут задавать вопрос: «Зачем нам вести туда детей, у которых и без того есть проблемы?».

-Какими качествами должен обладать судья в адаптивном хоккее?

Прежде всего, ответственность. Когда мы в «большом» хоккее видим предпосылку травмы, относимся к этому спокойно. Там люди играют за трофеи — это конкурентная борьба, так что повреждения — обычное дело. В детском адаптивном хоккее история другая, и относиться к своей работе нужно крайне серьезно. Надо быть внимательным, читать игру, понимать ее, чтобы успеть вовремя что-то предпринять: поговорить с тренером, с хоккеистом, который ведет себя на льду агрессивно.

<strong>Владимир Тернавский: «Судья должен обеспечить безопасность игроков»</strong>
Судейский корпус Всероссийского Фестиваля адаптивного хоккея 2021

-Как вы пришли к тому, чтобы стать судьей сначала в следж-хоккее, а потом и в других видах адаптивного хоккея?

Однажды мне поступил звонок с предложением поработать на Чемпионате России по следж-хоккею. Это было в далеком 2014 году. Я подумал: «Почему нет? Интересно!» С классическим хоккеем наши пути разошлись, а адаптивный спорт с того момента остался в моей жизни. Появилась Детская следж-хоккейная лига (теперь Федерация адаптивного хоккея), где пришли к тому, что для судей необходимо проводить семинары. Потому что арбитры, которые только начинают работать, вникают в новый формат достаточно долго. Я занялся этим. Одним словом, уже не представляю своей жизни без адаптивного хоккея. Это, можно сказать, значимая страничка биографии.

-Вы открыли свою детскую команду по следж-хоккею. Как пришли к этому решению?

Да, я создал команду «Чехов следж». Однажды на «Школе тренеров» Федерации адаптивного хоккея осталось свободное место — пригласили меня: «Поучаствуй, а заодно лекции почитаешь по правилам». Я согласился. И там меня посетила мысль: «Интересно, а сколько особенных детей у нас в городе Чехов?» Оказалось, что потребность такой физической активности очень востребована. Сначала мы работали в зале, потом катались на естественном льду, сейчас уже вышли на каток во дворце. Команда потихоньку растет: приходят новые ребята, появился координатор, планируем искать еще одного тренера. Сейчас стабильно у меня занимается 8-9 человек. Будем попадать на Фестиваль в следующем году.

-С какими трудностями столкнулись при создании команды и привлечении новых людей?

Самая большая сложность — финансовая составляющая. Я не могу пригласить человека, не заплатив ему ничего. Пусть немножко, но я должен как-то отблагодарить его за труд. Специалист тратит свое рабочее время, и хотя бы бензин у него должен окупиться. Поэтому финансы искать необходимо, но не всегда это бывает легко.

<strong>Владимир Тернавский: «Судья должен обеспечить безопасность игроков»</strong>
Открытие команды г.Чехов

Проект обучения специалистов для адаптивного хоккея реализуется при поддержке Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Интервью: Анна Склянухина

Похожие записи