Татьяна Ветвицкая: самая большая сложность для детей с ментальными нарушениями научиться общаться

Кандидат психологических наук, специальный психолог, спортивный психолог и консультант Паралимпийских команд Санкт-Петербурга рассказала, как научиться взаимодействовать с ребятами у которых есть разного рода ментальные нарушения.

Татьяна Ветвицкая: самая большая сложность для детей с ментальными нарушениями научиться общаться

— Вот представьте перед вами ребенок, которому 10 лет с ментальными нарушениями, рядом  тренер, который вкладывает тонну энергии, чтобы объяснить ему как и что нужно делать, результат может быть 1:0 не в пользу взрослого тренера. Почему? Особенности восприятия мира у таких детей совсем другие и мы должны прислушаться к ним и попытаться понять. Бывает на это может уйти месяц, два, год или целая жизнь. Мы не можем знать, когда это случиться и никто не скажет, когда вы получите отклик или обратную связь, ее просто может не быть. Здесь важно не думать о результате, а сосредоточиться на процессе, наблюдать за ребенком, чувствовать.

Получается, «вода камень точит»? Опыт Федерации показывает успешность тренировок в рамках дисциплины «специальный хоккей», ребята спустя время учатся взаимодействовать и играют командами?

-То, что делает Федерация, на вашем опыте уже можно создавать учебно-методические пособия. Это огромный труд. К сожалению, в настоящее время проблема ментальных нарушений у детей плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. В настоящее время не так много исследований, посвященных детям с ментальными нарушениями в спорте. Практический опыт у отдельных коллег есть, но он достаточно разрозненный, и каждый специалист действует по одиночке. Это связано с тем, что ментальные нарушения проявляются в очень разных формах, при различных уровнях  интеллектуального и речевого развития. Это тяжелые нарушения психического развития, при которых, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию. Таким ребятам ценно общение и развитие коммуникативных навыков, но для них это большая сложность. Чем больше они получают такие навыки, тем выше у них шансы интегрироваться в социум. Во время занятий они маленькими шажочками получают уникальный опыт и учатся взаимодействию.  Еще одним плюсом становится командная игра. Хоккей по своей природе сложная тактическая игра с разными элементами взаимодействия и на основе хоккея они могут многие навыки перевести ( как привычку) в свою повседневную жизнь.

То есть получается, регулярные тренировки вырабатывают определенный пул привычек, например, вовремя прийти, поздороваться с тренером, переодеться к тренировке, выполнить разминку – это простые действия, а потом можно усложнять?

-Можно усложнять, но при этом всегда помнить, что каждый возьмет свой максимум, так как нарушения у всех разные. Кто-то сможет повторить за тренером действия, кто-то станет вникать в тактику игры, а кто-то будет действовать по своей программе. И вот тут, тренеру, чтобы не «перегореть» не нужно пытаться изменить ребенка или уделить ему больше внимания. Ребенок с ментальными нарушениями –это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Многие вещи с ними необходимо повторить десятки, а то и сотни раз -одно и тоже действие, и если будет сделан перерыв обучение снова придется начинать с нуля.

То есть универсального подхода быть не может. Есть ли у психологов рекомендации, как быть, если в команде 10-12 человек и все с разным уровнем нарушений, разные по темпераменту, характеру, воспитанию дети?

-Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм. Например, в основе аутизма лежит нарушенное развитие в области социального взаимодействия, что приводит к замедленному или искажённому развитию навыков, которые обретаются через общение. В большинстве случаев аутизм – расстройство, симптомы которого сохраняются на протяжении всей жизни. Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом, имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций.

Но, что объединяет всех детей? Это любовь к игре и вот здесь можно чему-то научиться?

-Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, а именно потребности в общении со взрослыми и сверстниками, потребность выплеснуть свою энергию, получить удовольствие, развлечься, удовлетворить свои интересы.

Есть ли правила, которых следует придерживаться в обучении таких детей игре, даже такой серьезной как хоккей?

Да, абсолютно верно игровые действия в рамках игры в хоккей у детей не формируются сами собой – игре надо учить. Особенно это актуально в отношении детей с проблемами особенностями в развитии. Известно, что у таких детей слабо выраженный и неустойчивый интерес, они имеют низкий запас знаний и представлений об окружающем мире. Игровая деятельность отличается стереотипностью, однообразием, отсутствием замысла и речевого сопровождения действий. И чтобы расширить это восприятие необходимо соблюдать последовательность. Простые действия необходимо подкреплять положительными эмоциями и сопровождать комментарием, ты молодец, потому что… любое действие должно быть завершенным. Многократно повторять элемент занятия для закрепления необходимого навыка или знания. И конечно, комплексный подход. Если появляется интерес – можно сказать вы на полпути к какому-либо результату. В игре ведь, очень серьезно развивается эмоциональная сфера, внимание, воображение, функции повторения, восприятия, имитирования и формирование первичных базовых навыков коммуникации.

Можно ли сделать вывод, что хоккей способствует развитию в разных сферах детей с ментальными нарушениями?

-Безусловно, это большой толчок к развитию. Здесь и взаимодействие в команде, и я вижу такой положительный пример, что в мужской игре с мальчиками большую часть времени проводят папы, они в роли помощников тренера. Мужское воспитание очень важно, ведь зачастую с такими детьми мамы остаются в одиночку, папы как-бы отстраняются, так как не знают что делать. Дети учатся определенной организации, все это поможет им в дальнейшем проще адаптироваться в обществе. Это большая многоплановая и планомерная работа, в ходе которой дети могут познавать и отражать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в игре, перенося эти отношения и в социум, своего рода хороший тренировочный полигон, чтобы научиться взаимодействовать по правилам с окружающими людьми.

Похожие записи